Дрессировка – это очень важный этап общения человека и собаки и, как вы уже поняли, это слово никак в этом случае не связано с цирком. Процессу дрессировки, а это воздействие человека на поведение собаки с целью ее воспитания и выработки определенных навыков, должны подвергаться все домашние собаки. Тем более, если животное выполняет определенную работу, например, охраняет территорию или является собакой-поводырем. Предметом успешной дрессировки должно быть правильное повеление, которое не противоречит удовлетворению важных жизненных потребностей животного (защита от факторов окружающей среды, пища, размножение, отдых и т.д.). Каждое повеление должно сопровождаться командой, сигналом, жестом или действием человека, побуждающее животное к ответной реакции. Благодаря постоянной усиленной тренировке собака очень быстро запоминает эти все сигналы и приучается вести себя так, как того требует обстановка.
Физиологические аспекты дрессировки собак
Ни для кого не секрет, что собака – это очень умное животное, с высокоразвитой нервной системой и чувствительными органами восприятия. Именно поэтому собака относится к типу легкодрессируемых животных. Этому, конечно, способствует и хорошее мышление собаки, умение оценивать обстановку и быстро реагировать на раздражители. Собаки быстро запоминают ситуацию и могут легко ее применить с последующим опытом.
Прежде, чем перейти к азам дрессировки собак, давайте вспомним, что любое действие животного является его ответной реакцией организма на воздействие окружающего мира или на различные процессы жизнедеятельности. Каждую реакцию, то есть, ответную реакцию побуждает какой-то раздражитель. Таким образом, нервная система контролирует работу всех внутренних органов и ответные реакции организма.
При дрессировке важно помнить, что все сигналы человека для собаки не являются природными раздражителями, поэтому для того, чтобы выработать на них правильную реакцию, животное должно сначала их запомнить, и уж потом реагировать. После запоминания и накопления опыта различные раздражители могут стать сигналом к определенному действию.
Виды условных рефлексов у собак
Любой процесс воспитания и дрессировки собаки осуществляется на базе безусловных рефлексов, которые в ходе практики формируются в условные рефлексы, изменяя поведение животного. Как известно, все условные рефлексы обеспечивает организм более совершенным приспособлением к окружающей среде. Все условные рефлексы индивидуальны и приобретаются в ходе жизненного опыта. Например, искать пищу на столе будет лишь та собака, у которой выработался на стол условный рефлекс. Если она видела и знает о том, что там находится еда. Так вот, дрессировка на физиологическом уровне – это выработка у животных стойких условных рефлексов на действия и сигналы человека.
Не стоит забывать, что все условные рефлексы могут забываться, если их назначение потеряло актуальность и больше не используется. Вот почему так важно в дрессировке понятие постоянности и практики.
В связи с этим все условные рефлексы временные, то есть, при изменении условий они исчезают. Все условные рефлексы базируются на безусловных и имеют под собой «почву». Например, собака выполняет команду, чтобы получить похвалу или лакомство – безусловный рефлекс пищи.
Рассмотрим виды условных рефлексов. Итак, условные рефлексы, которые возникают как ответная реакция на естественные раздражители – это натуральные рефлексы. Они также вырабатываются индивидуально в зависимости от опыта. Такие условные рефлексы возникают быстро и довольно стойкие по своей природе, они передаются из поколения в поколение. Например, как условный рефлекс слюноотделения при виде еды.
Другой вид условных рефлексов – это искусственные, они возникают на почве действия двух совершенно несвязанных между собой раздражителей. Например, это выполнение команды, когда собака взамен получает пищу. Такие рефлексы по своей природе сложные для нервной системы, поэтому для выработки требуют немало времени и сил. Кроме того, такие рефлексы не устойчивы и быстро забываются.
Бывает и так, что при выработке условных рефлексов раздражители происходят практически единовременно, поэтому часто это приводит к развитию совпадающего рефлекса. Если действия раздражителей отдалены друг от друга по времени – это запаздывающий условный рефлекс.
И последний вид условного рефлекса, когда воздействие одного раздражителя закончилось, но началось другое, это следовой условный рефлекс.
Также следует заметить, что все эти виды условных рефлексов практически никогда не возникают как ответ на один раздражитель. Это связано с тем, что в природе на организм действует как минимум всегда два раздражителя. При дрессировке для собаки раздражителем является как сам дрессировщик (хозяин), так и окружающая среда, где происходит тренировка. Поэтому у собаки вырабатываются рефлексы в комплексе. Давайте механизм образования условных рефлексов рассмотрим более подробно, это поможет нам понять основные правила дрессировки животного.
Механизм образования условных рефлексов у собак
Итак, стоит сразу заметить, что условные рефлексы строятся только в определенных условиях, отсюда и их название. Но главным условием все-таки является совпадения главного безусловного рефлекса с условным при действии одного раздражителя. Как это выглядит? Например, если перед едой собака постоянно будет слышать звук колокольчика, то со временем на этот звук у нее выработается условный рефлекс вместе с безусловным (выработка слюны для пережевывания пищи). При этом мозг животного будет воспринимать три раздражителя: звук через барабанную перепонку уха, слюнные железы и пищевой центр. Позже между этими тремя очагами возбуждения возникнет цепочка и нервная связь, на основе которой образуется замыкательный условный рефлекс и рефлекторная дуга. В результате позже достаточно будет всего одного раздражителя, чтобы активизировать три центра возбуждения. При этом даже при отсутствии пищевого безусловного рефлекса, будет выделяться слюна лишь под воздействием слухового раздражителя (колокольчика).
Подытожим. Условный раздражитель – это, своего рода, пусковой механизм, который запускает память и всплытие предыдущего опыта. Памятные следы заставляют возникнуть активным действиям, которые естественно вызывают определенное поведение. Все это происходит на фоне определенного эмоционального возбуждения. При этом условные рефлексы. Которые имели последствия негативных эмоций более стойкие и могут сохраниться всю жизнь. Вот почему, например, собака, которую били в детстве после определенного действия или звука, потом всю жизнь воспринимает этот звук или действие, как опасность. При переживаниях информация кодируется в долгосрочной памяти и потом сохраняется и влияет на последующее поведение. Вот почему так важно, дрессируя и обучая питомца, подкреплять действия только положительными эмоциями и ни в коем случае не ругать и не бить собаку за невыполнение.
В основе обучения собаки лежит процесс построения условного рефлекса на данный сигнал или команду. Поэтому, проще говоря, чтобы научить собаку команде «Сидеть!», следует сначала выработать у нее условный рефлекс, побуждающий ее сесть.
Виды раздражителей при дрессировке собаки
Итак, как мы уже говорили, различные условия окружающей среды так или иначе оказывают влияние на организм животного, при этом они являются раздражителями. Их действия влияю как на работу внутренних органов организма, так и на поведение. К примеру, при команде «Фас!» у собаки автоматически усиливается сердцебиение, повышается давление, происходит эмоциональное возбуждение. Но раздражители существуют и отвлекающие, это те, которые не знакомы собаке в данной ситуации, поэтому они могут отвлекать животное от выполнения команды. Поэтому во время дрессировки важно научить собаку не отвлекаться на окружающую среду и правильно реагировать на различные раздражители. При этом, чем лучше у нее выработаны различные навыки, тем меньше она отвлекается «по сторонам».
Также важно помнить, что раздражители отвлекающие могут быть и внутренние, например, чувство голода, болезнь, утомление. Они всегда мешают работе, поэтому желательно их предупреждать.
Итак, рассмотрим виды внешних раздражителей собаки во время тренировки.
1. Звуковые раздражители – команда, крик, звук выстрела, щелчок, свист.
2. Механические раздражители – удар поводом, рывок поводом, давление руки, движение хозяина, бег.
3. Пищевые раздражители – лакомство, сухарик, мясо.
4. Зрительные раздражители – цвет, жест, мимика, форма предмета.
5. Обонятельные – запах пищи, человека, запах дыма или духов.
Во время дрессировки можно использовать как безусловные, так и условные раздражители.
Напомним, что безусловными называются те, которые порождают проявление безусловных рефлексов. Как вариант, можно использовать для подкрепления условного раздражителя различные пищевые безусловные. Чтобы произошел результат, дрессировку можно начинать до либо после кормления, спустя некоторое время. Также можно еду использовать и во время дрессировки для более эффективного результата. Например, можно давать маленькие кусочки мяса, сухарики или другие любимые продукты собаки. При этом действие следует подкреплять поглаживанием и словесным поощрением «Хорошо!». После привыкания к команде, лакомство можно по не многу уменьшать и оставлять только поглаживание и поощрение словами.
Механические раздражители можно применять, чтобы собака быстрее совершила требуемое действие. Чаще всего это используется при обучении команде «сидеть», «стоять», «лежать», «стой», «рядом». Воздействия происходят путем надавливания на спину, натяжением повода, рывком на себя, поглаживания и т.д. При этом следует помнить о «гуманном» воздействии человека на собаку, иначе животное кроме страха ничего не запомнит. Для более быстрого эффекта дрессировки желательно на первых уроках использовать как механические, так и пищевые раздражители. Так, например, поглаживание и при этом дача лакомства не только усиливает запоминание действия собакой, но и способствует образованию сильных доверительных чувств.
Что касается звуковых (сигнальных) раздражителей, то в отработке большинства команд, они играют первостепенную роль. В процессе дрессировки человек не просто должен голосом озвучивать команду, но и постоянно озвучивать результат, похвалу, свое настроение – «хорошо», «молодец», «плохо». Собака различает команду не только по сочетанию звуков, но и по интонации, голосовому «нажиму». Команды, произнесённые не так, как обычно, собака может не воспринять и не выполнить. При этом для каждой команды важно установить свою интонацию: приказ, угроза, ласка, просьба и т.д. Желательно все команды произносить в побудительном тоне твердо и четко без лишних слов и дополнений. В качестве подкрепления можно добавить лишь еще другие безусловные раздражители.
Специфические команды типа «Фу!», «Фас!» произносятся громко и с угрожающей интонацией. Такие команды побуждают собаку к немедленной оборонительной реакции. Повышенный тон и угрожающую интонацию можно применять и во время подачи других команд, но лишь в том случае, если собака не повинуется, и с первого раза не выполнила действие. В таких случаях команда может произноситься резко, громко и по необходимости с дополнительным физическим нажимом (рывок, сильный нажим рукой). Помним, что бить собаку запрещено. Вообще, все болевые физические раздражители побуждают собаку к трусости и делают ее психически неуравновешенной. Больше следует использовать ласковую интонацию для закрепления хорошего результата, что позже наоборот обадривает собаку и придает ее характеру стойкости и упорства. Поощрение – основной механизм любого навыка. Его можно сопровождать словами «молодец», «хорошо», «хороший».
При использовании различных интонаций следует также учитывать индивидуальные способности собаки. Так, например, для одной будет достаточно просто четко и громко произнести команду, для другой нужно будет применить еще и физический раздражитель.
Жесты – это ещё один вид раздражителя. Как правило, собаки внимательные к внешнему виду и поведению хозяина, поэтому четко улавливают все его жесты. Многие команды могут сопровождаться движением рук, ног, наклона корпуса. Они всегда должны быть постоянными для одного навыка. Так, например, для обучения служебных собак, жесты используют всегда. Это в дальнейшем помогает скоординировать действие собаки на расстоянии или тогда, когда нельзя применить голос. При этом дрессировка может проходить с использованием жеста и голосовой команды одновременно. Это не только усиливает действие слов, но и помогает лучше понять собаке то, что от не требуют. Например, при команде «Ищи!», собаке указывают рукой на местность, давая понять, где именно следует искать цель. Как и словесные команды, жесты также должны быть четкими, стандартными, резкими при побуждении к действию и в тоже время простыми.
Используя все эти советы, можно очень быстро обучить своего питомца основным командам, а также заложить хорошую базу для последующей дрессировки. Помните, что первые уроки для собаки должны начинаться еще в щенячьем возрасте. Чем раньше вы начнете заниматься со своим питомцем, тем быстрее он усвоит команды.
Комментарии